Отчетность – без нее невозможно вести деятельность ни в одной сфере жизнедеятельности. Бюрократия является неодолимой частью человеческого общества. Будь то сталелитейный завод или школьный кружок - везде требуется отчетность: бухгалтерская, статистическая, оперативная. Так как в современный мир сильно компьютеризирован – отчетность тоже вдаётся в электронном виде. Создавать отчеты в больших количествах было бы очень сложно без специальных программ – генераторов отчётов.
Генератор отчетов FastReport появился на заре популяризации этого типа программ и стал настоящим хитом у Delphi программистов. А с появлением версии для .NET Framework – получил также распространение среди приверженцев платформы от Microsoft.
Название FastReport родилось не просто так. Этот генератор отчетов действительно является одним из самых быстрых при построении сложных отчетов. Это можно отнести к главному его преимуществу перед другими конкурентами.
Как уже отмечалось выше, генератор отчетов FastReport предназначен для разных платформ. По факту это разные продукты с одинаковой идеологией и похожей реализацией. Предусмотрены продукты для работы с фреймворками: VCL, FMX, Lazarus, .NET, .Mono.
Возможности FastReport можно описывать долго, поэтому рассмотрим самое важное:
Ядро – движок генератора отчетов позволяет создавать:
- Отчет из кода – благодаря публичным методам библиотеки FastReport вы с легкостью можете создавать объекты отчета и изменять их свойства. Таким образом можно создать отчет целиком без дизайнера отчетов. Однако, это требует знания принципа построения отчета FastReport;
- Многостраничный отчет – по мере наполнения данными шаблона, отчет разделяется на страницы. Но, вы можете создавать несколько шаблонов – страниц в отчете. Таким образом вы создаете по сути несколько отчетов внутри одного;
- Веб отчеты – поддерживаются веб отчеты, в зависимости от целевой платформы это может быть решение для ASP .NET (Core) или сервер отчетов для VCL. Вы сможете просматривать отчеты в браузере, отправлять на печать и выполнять экспорт в доступные форматы. Помимо этого, есть возможность разграничивать доступ к отчетам на сервере отчетов (для VCL);
- Наследование – механизм, который позволят использовать один базовый шаблон, во многих отчетах. Таким образом, можно минимизировать работу по созданию однотипных отчетов или отчетов с корпоративным заголовком;
- Кросс-таблицы – возможность использовать сводные таблицы – популярный инструмент анализа данных;
- Интерактивные отчеты – отчеты, которые реагируют на действия пользователя. Например, по нажатии на элемент появляется детализирующая таблица или скрывается/открывается список;
- Подотчеты – возможность встраивать один отчет в другой. На самом деле, при размещении объекта Подотчет на странице, создается его шаблон на отдельной странице. Количество подотчетов не ограничено;
- Экспорт – возможность преобразовать отчет в один из многих популярных форматов:
- Adobe Acrobat (PDF);
- Rich Text;
- HTML;
- MHT;
- XML;
- Excel 2007;
- Excel 97;
- Microsoft Word 2007;
- Microsoft PowerPoint 2007;
- OpenOffice Calc;
- OpenOffice Writer;
- Microsoft XPS;
- CSV;
- DBF;
- Text;
- ZPL;
- Image (Jpeg, PNG, BMP, GIFF, TIFF, Windows metafile);
- XAML;
- SVG;
- PPML;
- PostScript;
- Json;
- LaTeX.
- Отправка по Email – возможность отправлять отчет с помощью электронного письма.
Дизайнер отчетов.
- Интерфейс - современный Ribbon интерфейс удобен для быстрого доступа к элементам управления. Такой тип интерфейса используется в Microsoft Office начиная с 2007;
- Возможность встраивать в приложение - дизайнер отчетов выполнен отдельной программой (библиотекой), что дает возможность запускать его самостоятельно, либо включать в состав своего пользовательского приложения;
- Режим превью – в дизайнере отчетов можно просматривать отчеты в построенном виде. Этот режим позволяет также экспортировать отчет, печатать, отправлять email;
- Мастера – в дизайнере доступно множество мастеров, которые ускоряют процесс создания отчета. Например, мастер нового отчета позволяет всего лишь на несколько шагов создать готовый типовой отчет с подключением к данным. А мастер создания источника данных – создает подключение к базам данных, также в несколько кликов.
- Плагины – возможности дизайнера отчетов можно расширить с помощью плагинов. В основном это плагины – коннекторы для быстрого подключения к источникам данных, но бывают и плагины, добавляющие новые объекты для размещения в отчете.
Отчет:
- Шаблон страницы из бэндов – идеология построения страницы отчета базируется на бэндах – специальных контейнерах для данных, которые разделяются по назначению и имеют индивидуальное поведение. Например бэнд «Заголовок отчета» отображается в самом начале, вверху страницы только единожды. А бэнд «Заголовок страницы» отображается вверху каждой новой страницы, но на первой странице он ниже заголовка отчета. Также существует бэнд для вывода данных, которые повторяются для каждой записи в таблице, бэнд группировки, подвальный бэнд и другие;
- Функции и переменные – в отчете можно использовать различные встроенные и пользовательские функции для предобразования данных, а также переменные. Переменные могут получать значения извне отчета, что позволяет управлять логикой отчета из пользовательского приложения;
- Юзер форма – перед построением отчета можно вывести пользовательскую форму, или несколько подряд. Эти формы нужны для определения значения переменных отчета, или установки условий для фильтрации данных;
- Скрипт – отчет имеет встроенный скрипт, который позволяет получить доступ к любым объектам отчета и их свойствам. Это значит, что вы можете делать с отчетом все, что угодно: фильтровать данные, изменять логику вывода данных, преобразовывать данные, добавлять и удалять объекты и многое другое;
- Формат XML – шаблон отчета представляет собой XML, хоть и с измененным расширением. Таким образом, вам будет легче ориентироваться в шаблоне отчета, при просмотре в текстовом редакторе благодаря привычному языку разметки;
В заключение можно сказать, что благодаря широкому инструментарию, многоплатформенности и наличию встроенного в отчет скрипта, генераторы отчетов от FastReport позволяют удовлетворить практически все запросы пользователей и являются универсальным решением для широкого спектра задач в сфере электронного документооборота.