Как сделать регулярную рассылку отчетов на email с помощью FR Desktop

Часто на предприятии нужно формировать периодические отчеты, отправлять их на электронную почту или сохранять в определенное место. Имея генератор отчетов сделать это не сложно. Однако, требуется создавать приложение, которое будет работать с генератором отчетов. Это требует некоторых навыков в программировании, опыт работы со средой программирования. Но что если вы не имеете такого опыта, или у вас нет желания приобретать дорогостоящую лицензию среды разработки (например MS Visual Studio)?

FastReport Desktop позволяет решить эти вопросы. Это самостоятельный программный комплекс, который не требует создания пользовательского приложения. Соответственно не требуется и навыков программирования. Desktop позволяет: создавать отчеты, формировать их по расписанию, экспортировать отчет в различные форматы, отправлять отчет по email, сохранять отчеты на локальном диске или на удаленных ресурсах.

Давайте рассмотрим этот программный комплекс. Он представлен пятью программами:

-          Designer – программа для создания шаблона отчета;

-          Viewer – программа для просмотра отчетов;

-          Builder – консольная программа – построитель отчетов;

-          Configurator – программа для создания конфигурационных файлов, содержащих инструкции по обработке отчета;

-          Scheduler – программа – планировщик заданий для построения отчетов по расписанию.

На схеме я покажу технологический процесс работы с FR Desktop:

 

Итак, задача организовать ежедневное формирование отчета и отправку его электронным письмом.

1. Из схемы выше понятно, что вначале необходимо создать отчет с помощью дизайнера (Designer). Для этого запускаем соответствующую программу. Я создал несложный отчет типа Главный-Подчиненный, который выводит список категорий товаров с товарами. Вот так выглядит его шаблон:

 

Сохраняем отчет на локальном диске.

2. Теперь, необходимо создать конфигурационный файл. Этот файл описывает действия, которые нужно совершить над отчетом. Запускаем программу Конфигуратор:

 

 Создаем новый файл конфигурации. Для этого последовательно пройдем по опциям на форме и установим нужные. Прежде всего, выбираем файл отчета:

 

Следующую опцию, «Параметры отчета», мы пропускаем. Как вы поняли из названия, она позволяет задать значения для параметров отчета. Вот так выглядит форма редактирования параметров отчета:

 

Далее, мы можем задать источник данных для отчета. Но, в нашем отчете используется внутренний источник данных, поэтому мы пропускаем эту опцию. Вот так выглядит форма редактирования подключений:

 

Следующая опция – Экспорт. Нам потребуется отчет в формате pdf. Он выбран по умолчанию в списке доступных форматов экспорта:

 

Кнопка «Настройки» позволяет задать опции экспорта:

 

Например, опция «Текст в кривых» позволяет рисовать текст в отчете с помощью кривых, что делает копирование текста невозможным. Переходим далее.

Нам предлагается выбрать место сохранения отчета. Это не входит в нашу задачу, поэтому можно пропустить этот шаг. Но я покажу вам список возможных мест сохранения:

 

На следующем этапе мы задаем настройки электронного письма:

 

К электронному письму будет прикреплен файл отчета.

Необходимо заполнить настройки исходящего сервера электронной почты:

 

На вкладке E-mail заполняем параметры письма:

 

Теперь, в главной форме, нажимаем кнопку «Сохранить».

 

Нужно сохранить конфигурацию на жесткий диск. Кстати, кнопка «Запустить» позволяет запустить конфигурацию немедленно. Закрываем программу и переходим к созданию задачи в Планировщике.

3. Запускаем Планировщик:

Интерфейс прост и понятен. Добавляем новую задачу с помощью меню «Задача»:

Форма создания задачи также интуитивно понятна:

 

Задается имя задачи, файл конфигурации и триггер срабатывания. По умолчанию выбран нужный нам триггер – «Каждый день». Для этого триггера задается дата и время срабатывания, периодичность повторения.

Набор триггеров охватывает все возможные потребности:

Нажимаем кнопку «Создать». В главной форме появилась новая задача: 

Итак, мы видим, что задача включена и время последнего запуска пока еще пусто. Что ж, подождем немного.

Задача отработала в заданное время. Отметка об этом появилась в поле «Время последнего запуска». Теперь, отчет будет каждый день формироваться и отправляться в это время.

А сейчас проверим почтовый ящик:

 

И видим письмо с нашим отчетом в формате PDF.

Согласитесь, удобно и просто.