Часто на предприятии нужно формировать периодические отчеты, отправлять их на электронную почту или сохранять в определенное место. Имея генератор отчетов, сделать это несложно. Однако, требуется создавать приложение, которое будет работать с генератором отчетов. Это требует некоторых навыков в программировании, опыт работы со средой программирования. Но что если вы не имеете такого опыта, или у вас нет желания приобретать дорогостоящую лицензию среды разработки (например MS Visual Studio)?
FastReport.Desktop позволяет решить эти вопросы. Это самостоятельный программный комплекс, который не требует создания пользовательского приложения. Соответственно не требуется и навыков программирования. Desktop позволяет: создавать отчеты, формировать их по расписанию, экспортировать отчет в различные форматы, отправлять отчет по email, сохранять отчеты на локальном диске или на удаленных ресурсах.
Давайте рассмотрим этот программный комплекс. Он представлен пятью программами:
- Designer – программа для создания шаблона отчета;
- Viewer – программа для просмотра отчетов;
- Builder – консольная программа – построитель отчетов;
- Configurator – программа для создания конфигурационных файлов, содержащих инструкции по обработке отчета;
- Scheduler – программа – планировщик заданий для построения отчетов по расписанию.
На схеме я покажу технологический процесс работы с FR Desktop:
Итак, перед нами поставлена задача организовать ежедневное формирование отчета и отправку его электронным письмом.
1. Из схемы выше понятно, что вначале необходимо создать отчет с помощью дизайнера (Designer). Для этого запускаем соответствующую программу. Я создал несложный отчет типа Главный-Подчиненный, который выводит список категорий товаров с товарами. Вот так выглядит его шаблон:
Сохраняем отчет на локальном диске.
2. Теперь необходимо создать конфигурационный файл. Этот файл описывает действия, которые нужно совершить над отчетом. Запускаем программу Конфигуратор:
Создаем новый файл конфигурации. Запускается мастер создания файла конфигурации:
Выбираем файл отчета и нажимаем Далее.
Выбираем экспорт в PDF. Можно задать настройки PDF файла:
Например, опция «Text in Curves». При этом весь текст в отчете будет нарисован кривыми, что делает копирование текста невозможным. Переходим далее.
Нам предлагается выбрать место сохранения отчета. Это не входит в нашу задачу, поэтому можно пропустить этот шаг. Но я покажу вам список возможных мест сохранения:
На следующем этапе мы задаем настройки электронного письма:
К электронному письму будет прикреплен файл отчета.
Необходимо заполнить настройки исходящего сервера электронной почты:
На вкладке E-mail заполняем параметры письма:
Теперь, в мастере создания конфигурационного файла нажимаем кнопку «Создать». Главная форма программы отображает все настройки:
Нужно сохранить конфигурацию на жесткий диск. Кстати, кнопка «Запустить» позволяет запустить конфигурацию немедленно. Закрываем программу и переходим к созданию задачи в Планировщике.
3. Запускаем Планировщик:
Интерфейс прост и понятен. Добавляем новую задачу с помощью меню «Задача»:
Форма создания задачи также интуитивно понятна:
Задается имя задачи, файл конфигурации и триггер срабатывания. По умолчанию выбран нужный нам триггер – «Каждый день». Для этого триггера задается дата и время срабатывания, периодичность повторения.
Набор триггеров охватывает все возможные потребности:
Нажимаем кнопку «Создать». В главной форме появилась новая задача:
Итак, мы видим, что задача включена и время последнего запуска пока еще пусто. Что ж, подождем немного.
Задача отработала в заданное время. Отметка об этом появилась в поле «Время последнего запуска». Теперь, отчет будет каждый день формироваться и отправляться в это время.
А сейчас проверим почтовый ящик:
И видим письмо с нашим отчетом в формате PDF.
Согласитесь, удобно и просто.